Муниципальное образование
«Эхирит-Булагатский район»
669001, Иркутская область, Эхирит-Булагатский район п.Усть-Ордынский ул.Балтахинова, 20
Версия для слабовидящих

Телефон:
8 (39541)
3-12-70

Телефон: 8 (39541) 3-12-70
Бухгалтерия: 8 (39541) 3-12-70
Факс: 8 (39541) 3-12-70

СОУТ

ПАМЯТКА Как расчитать количество рабочих мест ( при проведении СОУТ)

Методика снижения класса условий труда при применении работниками эффективных СИЗ

Включение в трудовые договора информации об условиях труда

Компенсации работникам за вредные условия труда

 Какую информацию о результатах проведения СОУТ и в какой срок размещать на сайте организации

Несколько полезных советов работодателю, начинающему проведение  специальной оценки условий труда

       Начиная с 2014 года работодатели обязаны  проводить специальную оценку условий труда. Специальная оценка заменила собой аттестацию рабочих мест по условиям труда. Федеральный закон от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, а также определяет права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

Согласно положениям ст.3 данного закона, специальная оценка условий труда является:

-единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника*. *С учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

     Специальную оценку не нужно проводить в отношении условий труда:

надомников,дистанционных работников,работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися ИП.

Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих регулируется:

федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ,законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ,о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Рекомендация эксперта
             Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Спецоценка проводится совместно работодателем и организацией (организациями), соответствующими требованиям статьи 19 закона №426-ФЗ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Методику проведения спецоценки утверждает Министерство труда и социальной защиты РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законом №426-ФЗ.

Пятилетний срок исчисляется:

со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.Для организации и проведения спецоценки работодатель должен:

организовать комиссию по проведению спецоценки, число членов которой должно быть нечетным,утвердить график проведения спецоценки.В состав комиссии включаются представители:

работодателя (в том числе специалист по охране труда),выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии).Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

Если спецоценку проводит работодатель, относящийся к субъектом малого предпринимательства, то в состав комиссии включаются:

         Работодатель – ИП лично,Руководитель организации,Другие полномочные представители работодателя (в том числе специалист по охране труда*).представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). *Так же можно включать в комиссию представителей или специалистов, привлекаемых по договору для осуществления функций по охране труда.

      Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

      До начала выполнения работ по проведению спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться, с указанием аналогичных рабочих мест*.

*Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места:

Расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах).Оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения.На которых работники:работают по одной и той же профессии, должности, специальности,осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени*. *При ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых:

производственного оборудования,инструментов,приспособлений,материалов и сырья,и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

     Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В отношении таких рабочих мест спецоценка проводится учетом особенностей, устанавливаемых Минтрудом по согласованию с министерствами и ведомствами, к которым относятся соответствующие виды деятельности.

Эксперт организации, проводящий спецоценку, должен идентифицировать потенциально вредные и/или опасные (далее- опасные) производственные факторы на рабочих местах.

Результаты идентификации утверждаются комиссией.

При осуществлении на рабочих местах такой идентификации должны учитываться:

    Производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников.Результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований и измерений опасных производственных факторов.Случаи производственного травматизма, установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте опасных производственных факторов.Предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально опасных производственных факторов.В случае, если вредные, опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования вредных, опасных производственных факторов не проводятся.

     В случае, если опасные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований, испытаний и измерений данных опасных производственных факторов в порядке, установленном ст.12 закона №426-ФЗ.

Идентификация потенциально опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест*:

1) работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2) в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными, опасными условиями труда;

3) на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные, опасные условия труда.

*Перечень подлежащих исследованиям опасных производственных факторов на таких рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных, опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 закона №426-ФЗ.

     В настоящее время штрафные санкции за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотрены п.1 ст.5.27 КоАП, в следующих размерах:

для должностных лиц - от 1 000 руб. до 5 000 руб. (повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет);для ИП - от 1 000 руб. до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;для юридических лиц - от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.Однако, 28.12.2013г. был принят Федеральный закон №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда».

В соответствии со ст.11 закона №421-ФЗ, с 01 января 2015 года, вступит в силу новая редакция КоАП, согласно которой за не проведение спецоценки, а так же за нарушение правил ее проведения, на организацию могут наложить штраф на сумму от 60 000 руб. до 80 000 руб., на ИП – от 5 000 руб. до 10 000 руб. в соответствии со статьей 5.27.1 КоАП.

Так же с 2015 года предусмотрены штрафные санкции и для организаций, занимающихся проведением спецоценки на основании гражданско-правовых договоров с организациями-работодателями.

КоАП пополнится статьей 14.54 - Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда.

   Согласно положениям пункта 1 данной статьи, нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб.; на юридических лиц - от 70 000 руб. до 100 000 руб.

   За повторное правонарушение штраф могут наложить:

на должностных лиц - в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб. (или дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет);на юридических лиц - в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. (или приостановить деятельность на срок до девяноста суток).

 **************

Экспертиза качества специальной оценки условий труда и пути возможного улучшения ее объективности

С введением в словий труда. От результатов специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) зависят также условия предоставления работникам возможности использования права на досрочное пенсионное обеспечение. Учитывая возросшее значение определяемых при СОУТ классов условий труда, существенно повышается также и требование к качеству проведения СОУТ.

С введением в действие федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) значение результатов оценки условий труда по сравнению с проводимой ранее аттестацией рабочих мест по условиям труда существенно возросло. Этому способствовало установление новым законодательством жесткой зависимости предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантий и компенсаций от классов (подклассов) условий труда. От результатов специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) зависят также условия предоставления работникам возможности использования права на досрочное пенсионное обеспечение. Учитывая возросшее значение определяемых при СОУТ классов условий труда, существенно повышается также и требование к качеству проведения СОУТ.

 

Михаил ДРОЖЖИН,
ведущий эксперт Отдела организации сертификации и оценки рисков
АО «Клинский институт охраны и условий труда»
 
 С введением в действие федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) значение результатов оценки условий труда по сравнению с проводимой ранее аттестацией рабочих мест по условиям труда существенно возросло. Этому способствовало установление новым законодательством жесткой зависимости предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантий и компенсаций от классов (подклассов) условий труда. От результатов специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) зависят также условия предоставления работникам возможности использования права на досрочное пенсионное обеспечение. Учитывая возросшее значение определяемых при СОУТ классов условий труда, существенно повышается также и требование к качеству проведения СОУТ.
 

Из опыта известно, что на качество проведения СОУТ влияет большое число объективных и субъективных факторов. К таким факторам можно отнести следующие:
 

  • квалификация экспертов организации, привлекаемой работодателем по гражданско-правовому договору;
  • уровень подготовки и организации работ по оценке условий труда;
  • полнота проведенных на рабочих местах исследований и измерений;
  • обработка собранной информации и оформление пакета документов по результатам выполненных работ.

 
Следует отметить, что в обеспечении надлежащего качества проведения СОУТ наивысший приоритет принадлежит достоверности полученных результатов. Например, в зависимости от того, насколько объективными и содержательными будут подготовленные работодателем сведения и информация о состоянии условий труда на рабочих местах, настолько будут объективными и правильными результаты выявления при проведении идентификации вредных и (или) опасных факторов. Кроме того, результаты обследования рабочих мест зависят также от того, насколько полно экспертами учитываются предложения работников. Вместе с тем, на сегодняшний момент отсутствуют четкие формулировки и описание показателей, характеризующих качество проведения СОУТ.

 
Обращаясь к общепринятой терминологии в области технического регулирования и управления качеством, можно отметить, что под «качеством» понимают степень соответствия присущих характеристик (свойств) какого-либо объекта установленным или ожидаемым потребностям. В зависимости от соответствия конкретного свойства предъявляемым к нему требованиям говорят о способности объекта удовлетворять потребностям. Если, например, одно свойство объекта, характеризуемое одним или несколькими показателями, не удовлетворяет предъявляемым требованиям, говорят о пониженном качестве оцениваемого объекта. В этом случае объект не в полной мере удовлетворяет установленным требованиям и ожидаемым потребностям. Степень несоответствия будет зависеть от вклада данного свойства в формирование общей характеристики объекта.

 
Достоверность установленных классов (подклассов) условий труда, определяется, как известно, многими факторами. Можно выделить такие факторы, например, как соблюдение процедур (порядок последовательных действий, перечни обязательного использования документов, полноты выявленных и идентифицированных факторов, в том числе с учетом мнения работников, проведение измерений при выполнении технологического процесса в штатном режиме и в позициях, наиболее характерных для данного рабочего места, правильный выбор регламентируемых показателей оцениваемых факторов, а также рекомендаций методических документов, адекватное отражение полученных результатов в протоколах и соответственно правильное отнесение к классам (подклассам) условий труда), полноты факторов, используемых для оценки условий труда.   

  
 
Согласно Закону № 426-ФЗ оценка качества проведения СОУТ производится на основе экспертизы качества, осуществляемой в рамках государственной экспертизы условий труда (далее – ГЭУТ).  В соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 года № 549н, государственный эксперт (экспертная комиссия) проводит государственную экспертизу условий труда путем последовательной реализации следующих установленных процедур:

 

а) рассмотрение оснований для государственной экспертизы условий труда в целях определения полноты содержащихся в них сведений об объектах государственной экспертизы условий труда и их достаточности для проведения государственной экспертизы условий труда;

б) проведение экспертной оценки объекта государственной экспертизы условий труда;

в) проведение (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров);

г) оформление результатов государственной экспертизы условий труда.

 
Порядком проведения ГЭУТ предусмотрено, что заключение, проект которого составляет государственный эксперт, а утверждает руководитель государственной экспертизы, должно содержать подробные и обоснованные выводы о качестве проведения СОУТ. Однако, при отсутствии установленных показателей качества СОУТ результаты экспертизы могут существенно отличаться в зависимости от того, на какие моменты экспертом было обращено главное внимание (например, на содержащиеся сведения – (а), непосредственно данные о полученных результатах – (б), на необходимость проведения повторного измерения – (в), или – на оформление результатов – (г)). Хотя Порядком предусмотрено отражение мнения экспертов – членов экспертной комиссии, не согласных с выводами экспертизы, существенно это не исправляет ситуацию.

 
Вместе с тем, можно отметить, что по сравнению с экспертизой результатов аттестации рабочих мест по условиям труда новый порядок проведения ГЭУТ стал более «прозрачным» и понятным заинтересованным сторонам. Однако, отсутствие в нем четких показателей и критериев оценки качества СОУТ, обусловливает необходимость совершенствования процедур экспертизы. Это объясняется также и тем, что новый порядок привнес изменения, которые касаются последствий от применения результатов ГЭУТ. Например, эти последствия могут быть связаны с признанием результатов СОУТ недействующими с последующей их отменой и повторным проведением оценки условий труда. Кроме того, результаты ГЭУТ могут использоваться при рассмотрении разногласий по вопросам оценки условий труда в судебном порядке, вследствие чего соответствующие лица могут быть привлечены к административной ответственности. Все эти последствия, естественно будут связаны не только с финансовыми затратами, но и временными потерями. Оценить и признать справедливыми действия эксперта при данном подходе очень сложно.

На текущий момент существующая практика проведения экспертизы качества СОУТ подтверждает наличие указанных проблем. Государственный эксперт, применяя установленные процедуры для проверки качества проведения СОУТ, анализирует материалы проведенной СОУТ на соответствие установленным требованиям. Все выявленные в ходе проверки несоответствия отражаются в заключении ГЭУТ.

 
Анализ результатов экспертизы условий труда в целях оценки качества СОУТ показал, что большинство сформулированных несоответствий говорит о несоблюдении требований к оформлению материалов проведенной СОУТ. В то же время в выводах об экспертизе материалов СОУТ приводится общее заключение, о том, что СОУТ проведена не в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ. Такое заключение свидетельствует о нарушении работодателем и организацией, проводящей СОУТ, федерального закона. В данной ситуации получается, что о качестве проведения СОУТ судят по выявленным несоответствиям в оформлении ее результатов.  Такой важный показатель, как класс условий труда, характеризующий общую достоверность оценки условий труда, в конечном итоге призванный удовлетворить ожидаемые потребности сторон социально-трудовых отношений в объективной оценке, остается без должного внимания и рассмотрения при экспертизе качества проведения СОУТ.

 
Из анализа практики проведения ГЭУТ можно предположить, что появление подобных ситуаций обусловлено рядом причин, среди которых следует отметить следующие:
 

  • различное представление о качестве проведения СОУТ у участников экспертизы и различные критерии проверки у них качества проведения СОУТ;
  • отсутствие четких обязательных показателей для оценки правильности установленных классов (подклассов) условий труда;
  • отсутствие сформулированных требований к содержанию выводов в заключении ГЭУТ.

 
Таким образом, вследствие отсутствия общих критериев к качеству СОУТ, Порядок проведения ГЭУТ не содержит средств, направленных на формирование более объективных оценок качества проведения СОУТ. Это на практике приводит к недостаточно взвешенным и корректным выводам экспертизы проведения СОУТ. Качество проведения СОУТ не должно сводиться только к оценке оформления Отчета по СОУТ.

 
На основе изложенного для повышения объективности экспертизы качества предлагается при ее проведении базироваться на оценке достоверности результатов СОУТ. С этой целью необходимо:

  • сформировать понятия о качестве проведения СОУТ с целью исключения неоднозначности толкования определений и повышения объективности и прозрачности оценки;
  • разделить критерии проверки на различные группы по признаку влияния на качество проведения СОУТ;
  • сформулировать требования к содержанию выводов в заключении государственной экспертизы и разделить их на группы, соответствующие критериям проверки.

 
В целях повышения качества проведения экспертизы предлагается также организовывать регулярные специализированные семинары для привлечения внимания всех заинтересованных сторон социально-трудовых отношений к проблемам экспертизы качества СОУТ.

 

 Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность», № 8, 2015.

*********

 

Декларирование соответствия условий труда при спецоценке

Благодаря введению декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда при специальной оценке условий труда (Декларирование, — далее), дорогостоящая сертификация организации работ по охране труда отменяется. И теперь каждый работодатель может проводить декларирование совершенно бесплатно при условии, что рабочее место будет признано соответствующим установленным государственным нормативам в области охраны труда (ОТ, — далее).

Ранее, сертификация организации работ по ОТ являлась обязательным требованием ст. 212 ТК РФ, согласно которой:

Цитата: ‘Каждый работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест (АРМ, — далее) с последующей сертификацией организации работ по охране труда, ее проводили, как правило, специализированные организации в области ОТ. Работодателям приходилось нести большую финансовую нагрузку, так как услуги АРМ и сертификации предоставляли независимые организации, ценовая политика которых определялась самостоятельно. Если АРМ часть работодателей проводила, то сертификацию — крайне редко, несмотря на обязательное требование законодательства. Чаще всего она требовалась компаниям, которым необходимо получить некоторые виды лицензии, разрешение на участие в конкурсах и тендерах, а также по предписанию государственного инпектора по труду.

Без результатов АРМ сертификацию пройти было просто невозможно, так как сведения, получаемые при ней, являлись фактическим подтверждением состояния условий труда. Организациям, которые противоречили данным требованиям и не желали приводить условия труда в соответствие, в выдаче сертификата отказывалось, ведь документ являлся свидетельством о том, что соблюдаются требования законодательства в области ОТ.

Так как специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, — далее) – совершенно новая процедура в трудовом законодательстве, отменяющая АРМ, она вводит свои новые правила и порядок. И декларирование соответствия условий на рабочих местах – одно из них.

Процедура СОУТ была утверждена Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года. Процесс начинается с организационных моментов (создание комиссии по СОУТ, определение графика проводимых работ, привлечение организации, проводящей спецоценку), которые затем плавно перетекают в этап идентификации потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ВОПФ, — далее). С него, собственно, и начинается глубокий анализ и исследование условий труда на рабочих местах. Главная роль здесь отводится эксперту организации, проводящей СОУТ, который без проведения инструментальных замеров, на основе результатов ранее проводимых исследований, технической и технологической документации, методом осмотра рабочего места, оборудования, приспособлений, путем опроса работников выявляет соответствие или несоответствие условий труда государственным нормам. Если он определит отсутствие ВОПФ на рабочих местах, работодателю останется лишь оформить и подать декларацию соответствия в территориальный орган Минтруда РФ и далее поддерживать условия труда в соответствующем состоянии. Заключение о соответствии условий труда может вынести только эксперт организации по СОУТ. На основании его исследований по завершению спецоценки в отношении рабочих мест, на которых ВОПФ не идентифицированы, комиссия составляет отчет, к которому прикладывается заключение эксперта, перечень рабочих мест и сведения об организации, проводящей СОУТ.

Декларация соответствия условий труда

Декларация соответствия условий труда – документ, являющийся фактическим свидетельством того, что на конкретных рабочих местах требования трудового права соблюдены в полной мере.

Порядок и форма декларации утверждена Минтрудом. Она подается работодателем в ведомство или почтовым отправлением или в форме электронного документа. Если к спецоценке привлекался сотрудник профсоюзной организации, также загружается электронная копия коллективного договора. При несоответствии документа требованиям, декларация возвращается работодателю на исправление.

В декларации содержатся следующие сведения:

  • Наименование и место нахождения организации, в которой проводились исследования;
  • Фамилия, имя, отчество должность руководителя организации, от имени которого принимается декларация;
  • Перечень рабочих мест, соответствующих государственным требованиям ОТ;
  • Сведения об организации, проводящей спецоценку;
  • Сведения об эксперте организации по СОУТ, проводившем идентификацию;
  • Дата принятия и срока окончания действия декларации.

Срок действия декларации – пять лет. Если в течение этого времени на рабочем месте не происходит несчастных случаев и у работника не зафиксировано профзаболевания из-за воздействия ВОПФ, действие декларации считается продленным на последующие пять лет и СОУТ в дальнейшем проводить работодателю будет уже не нужно. При возникновении подобных обстоятельств в период действия декларации:

Цитата: ‘действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая спецоценка условий труда’

Решение о прекращении действия декларации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства – Рострудом, который в течение десяти календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств, делает соответствующую запись в реестре деклараций соответствия условий труда.

 

 **************

Судебная практика: поэтапное проведение специальной оценки условий труда

31 августа 2015 г.

С быть проведена до 31.12.2018.

ВОПРОС:
 
Можно ли не проводить специальную оценку условий труда в офисе до 31.12.2018, если нет профессий с вредными условиями труда, ссылаясь на ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»? Аттестация рабочих мест по условиям труда в организации не проводилась.

 
ОТВЕТ:

С учетом позиции некоторых судов, если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда, срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда согласно ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), применению не подлежит. Однако согласно другой позиции специальная оценка условий труда на данных рабочих местах может быть проведена до 31.12.2018.

 
ОБОСНОВАНИЕ:
 
В ст. 22 Трудового кодекса РФ закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

 
Согласно абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. До 01.01.2014 действовала прежняя редакция данной статьи, в которой была закреплена обязанность работодателя провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

 
Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех работников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

 
Специальная оценка условий труда должна проводиться один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

 
Согласно ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

 
Согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ установлено, что в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018. Если ранее проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то специальную оценку условий труда нужно провести спустя пять лет с момента завершения аттестации, за исключением случаев, когда нужно проводить внеплановую специальную оценку условий труда.
 
Если работодатель не исполнил обязанность по проведению специальной оценки условий труда и контролирующие органы обнаружат это, то на работодателя могут наложить административный штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в которой предусмотрена ответственность за непроведение специальной оценки условий труда.

 
Как указывается в Письме Минтруда России от 08.12.2014 № 15-1/В-1829, поэтапное проведение специальной оценки условий труда осуществляется только в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Специальная оценка условий труда рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, должна быть осуществлена в первоочередном порядке без разделения на этапы.


Также, например, в Определении Приморского краевого суда от 02.07.2014 г. по делу № 33-5613, Апелляционных определениях Челябинского областного суда от 11.11.2014 по делу № 11-11698/2014, Омского областного суда от 26.02.2015 по делу № 33-1140/2015 отмечалось, что в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных или опасных факторов, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

 
Вместе с тем некоторые суды приходят к выводу, что, поскольку организацией аттестация рабочих мест проведена не была, пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ, применению не подлежат (Апелляционные определения Костромского областного суда от 02.06.2014 по делу № 33-823, Мурманского областного суда от 28.05.2014 № 33-1478-2014, Архангельского областного суда от 23.03.2015 по делу № 33-1316/2015, Московского городского суда от 26.02.2015 по делу № 33-5865/15, Решения Свердловского областного суда от 15.10.2014 по делу № 72-773/2014, от 15.10.2014 по делу № 72-772/2014).

 

Е.Н. Гетьман
ЗАО «Сплайн-Центр»
РИЦ Сети КонсультантПлюс


*********


Актуальная консультация: практические вопросы проведения специальной оценки условий труда работников

Возможно ли при проведении специальной оценки условий труда использовать результаты, полученные в рамках осуществления производственного контроля?
Вправе ли работодатель отменить компенсации, установленные работникам по результатам аттестации рабочих мест? Как составить перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, если часть рабочих мест уже аттестована по условиям труда?
Вправе ли работодатель предоставить дополнительный отпуск (7 дней) вальцовщику, токарю, фрезеровщику, резчику металла при наличии вредного производственного фактора на рабочих местах? На эти и другие вопросы отвечают эксперты Балтийского Института Охраны Труда (г. Санкт-Петербург).

 

– Возможно ли при проведении специальной оценки условий труда использовать результаты, полученные в рамках осуществления производственного контроля?


– В настоящее время на территории Российской Федерации до вступления в силу соответствующих технических регламентов действуют санитарные правила СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 г. № 18 (далее – СП 1.1.1058-01).


В соответствии с СП 1.1.1058-01 на работодателя возлагается, в том числе и контроль за проведением лабораторных испытаний производственных факторов на рабочих местах (шум, вибрация, температура, влажность и т. д.).


Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также проводить производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Таким образом, работодатель обязан проводить производственный контроль в соответствии с СП 1.1.1058-01 и представлять информацию о результатах производственного контроля учреждениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по их запросам.

 
Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) определено, что в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда.


Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

 
Таким образом, если у в организации был произведен производственный контроль в соответствии с СП 1.1.1058-01 в установленном законом порядке не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда, то при проведении специальной оценки условий труда по решению комиссии по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут быть использованы полученные результаты.

 

– Вправе ли работодатель отменить компенсации, установленные работникам по результатам аттестации рабочих мест?

 
– Согласно ч. 4 ст. 27 Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закона № 426-ФЗ) в случае, если до 31 декабря 2013 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условий труда (далее – АРМ), специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

 
При этом результаты проведенной до 31 декабря 2013 г. АРМ могут использоваться для установления работникам гарантий и компенсаций также в течение 5 лет со дня завершения АРМ. Таким образом, все компенсации сохраняются в полном объеме по старым нормам до проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ).

 
И решение работодателя о том, что те компенсационные выплаты, которые были установлены работникам по результатам аттестации рабочих мест, необходимо отменить с 1 января 2014 г. в связи с вступлением в силу Закона № 421-ФЗ, будут неправомочны. Если работодатель хочет пересмотреть ранее установленные доплаты за вредность, он может согласно ч. 4 >ст. 27 Закона № 426-ФЗ провести СОУТ до истечения срока действия имеющихся результатов АРМ, и, возможно, на данных рабочих местах будут установлены такие условия труда, которые позволят работодателю прекратить предоставлять работнику ранее обязательные компенсации. При этом СОУТ необходимо проводить по всем вредным и опасным производственным факторам, выявленным на этих рабочих местах.

 

– Как составить перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, если часть рабочих мест уже аттестована по условиям труда?

 

– Согласно ч. 1. ст. 5 Закона № 426-ФЗ для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее – комиссия). Согласно ч. 5. ст. 9 Закона № 426-ФЗ комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) до начала выполнения работ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ. Таким образом, новая комиссия будет утверждать новые перечни рабочих мест. Какой перечень будет утверждать комиссия, зависит от решения работодателя.

 
Работодатель имеет право не проводить СОУТ на тех рабочих местах, на которых еще действует оценка условий труда по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда (в течение 5 лет с момента ее завершения). В этом случае перечень будет содержать только еще не аттестованные рабочие места. Работодатель имеет право провести СОУТ на всех имеющихся рабочих местах. В этом случае перечень будет содержать все рабочие места.

 
– Каковы основания проведения внеплановой специальной оценки условий труда?
 
– Внеплановую специальную оценку условий труда в соответствии с Законом № 426-ФЗ необходимо проводить в следующих случаях:

 

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

 

– Требуется ли проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых работники исключительно заняты работой на ПЭВМ?

 
– Рассмотрим ситуацию, когда аттестация рабочих мест, на которых работники исключительно были заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах), не проводилась. Законом № 426-ФЗ не проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) на рабочих местах, на которых работники исключительно заняты на ПЭВМ, не предусмотрено. Соответственно, необходимо провести СОУТ на данных рабочих местах. Не проведение СОУТ будет нарушением трудового законодательства.

 

– Какова ответственность работодателя за не проведение специальной оценки условий труда?

 
– За не проведение специальной оценки условий труда на сегодняшний день работодатель может быть привлечен к административной и уголовной ответственности. Так, в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет:
 

  • наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 5 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

 
Также согласно ст. 143 УК РФ нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека:

  • наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового;
  • то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

– Вправе ли работодатель предоставить дополнительный отпуск (7 дней) вальцовщику, токарю, фрезеровщику, резчику металла при наличии вредного производственного фактора на рабочих местах?

 
– Согласно ст. 116 ТК РФ (далее – ТК РФ) ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска (далее – ЕДОО) предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Необходимо отметить, вредные условия труда, а не наличие вредного производственного фактора или определенная профессия являются основанием для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска. Причем факт установления вредных условий труда должен быть подтвержден документально.
 
До 1 января 2014 года это осуществлялось проведением АРМ. Минимальная величина ЕДОО (7 дней) была установлена постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870, причем ЕДОО предоставлялся работникам, чьи рабочие места были аттестованы по 3-му и 4-му классу условий труда в соответствии с п. 4.2 Р 2.2.2006-05. Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий, утв. Роспотребнадзором 29 июля 2005 г. С 1 января 2014 г. – проведением СОУТ. Минимальная величина ЕДОО (7 дней) установлена ст. 117 ТК РФ, причем ЕДОО предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.


Продолжительность ЕДОО конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. Но согласно той же ст. 116 ТК РФ работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

 

– Какие отчисления и дополнительные тарифы (кроме штрафных санкций) обязан делать работодатель в ПФ РФ, ФСС и др. в случае не проведения специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест)?

 

– Результаты проведения АРМ (или СОУТ) влияют на размер дополнительных тарифов в ПФ РФ.

 
Если в организации есть работники, имеющие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а АРМ (или СОУТ) данных рабочих мест не проведена, то надо было платить страховые взносы, начиная с 1 января 2013 года, по соответствующим дополнительным тарифам, приведенным ниже.

Согласно ч.1 ст. 58.3. Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) с 1 января 2013 г. в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) уплачиваются следующие дополнительные тарифы страховых взносов:

 

Период


Дополнительный тариф
страхового взноса
 

2013 год

4,0 процента

2014 год

6,0 процентов

2015 год и последующие годы

9,0 процентов.

 
Согласно ч. 2 ст. 58.3.  Закона № 212-ФЗ в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 – 18 п. 1 ст. 27 № 173-ФЗ, уплачиваются следующие дополнительные тарифы страховых взносов:

 

Период


Дополнительный тариф
страхового взноса
 

2013 год

2,0 процента

2014 год

4,0 процента

2015 год и последующие годы

6,0 процентов.

 
В соответствии со ст. 15, п. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, положения пункта 3 статьи 27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» до установления на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 – 18 пункта 1 статьи 27 данного документа, класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», не препятствуют включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на указанных работах (в том числе на рабочих местах, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, признаны оптимальными или допустимыми) при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
 

– Как изменить ранее установленный класс условий труда на рабочих местах?

 
– Изменить ранее установленный класс (подклассы) условий труда на рабочих местах можно только полностью проведя на них процедуру специальной оценки условий труда (далее – СОУТ). При этом должны учитываться все вредные и (или) опасные производственные факторы (далее – ВОПФ), выявленные на рабочих местах, согласно Классификатору ВОПФ. Процесс проведения СОУТ заключается в идентификации, измерении и исследовании ВОПФ на рабочих местах.

 
Согласно ч. 1. ст. 10. Закона № 426-ФЗ под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса (далее – ФПСТП), предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Таким образом, ВОПФ будут считаться только те ФПСТП, которые предусмотрены классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. И только они будут подвергаться измерениям и исследованиям.

 

– Какие сведения об условиях труда на рабочем месте работника работодатель обязан прописать в трудовом договоре?

 
С 1 января 2014 г. ст. 57 Трудового кодекса РФ дополнена необходимостью включения в трудовой договор с работником условий труда на рабочем месте. Данное требование введено во исполнение Закона № 426-ФЗ Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», которым определено, что работодатель обязан информировать работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.

 
В связи с этим в трудовом договоре с работником необходимо прописывать:

  • информацию об условиях труда на рабочем месте (допустимые условия труда, вредные или опасные условия труда);
  • риск повреждения здоровья;
  • меры по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • полагающиеся работникам гарантии и компенсации.

 
– Обязательна ли для работодателей сертификация работ по охране труда?
 

– С 1 января 2014 года ст. 212 Трудового кодекса РФ в обязанности работодателя вместо проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией вменена обязанность проведения специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Законом № 426-ФЗ сертификация работ по охране труда не предусмотрена и, следовательно, не является для работодателей обязательной.

 
Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утв. постановлением Госстандарта России от 05.08.1997 г. № 17, применяются при обязательной и добровольной сертификации работ и услуг в Российской Федерации. В связи с этим, работодатель вправе добровольно получить Сертификат соответствия организации работ по охране труда.

 

– Подлежит ли специальной оценке условий труда рабочее место охранника?

 
– В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение СОУТ в соответствии с Законом № 426-ФЗ. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Рабочее место охранника не подпадает под определение ч. 3 ст. 3 Закона и, соответственно, подлежит специальной оценки условий труда.

 

– Возможно ли провести внеплановую спецоценку условий труда, если при проведении аттестации рабочих мест не учитывалось использование работниками зимней спецодежды?

 
– Подпунктом 5 п. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ определено, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться, в т. ч. при изменении применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.
В данном случае полагаем возможным провести внеплановую специальную оценку условий труда в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 17 Закона. До получения результатов внеплановой специальной оценки условий труда работникам необходимо предоствалять установленные по результатам аттестации рабочих мест компенсации за работу во вредных условиях труда.

– Когда проводить спецоценку условий труда, если аттестация рабочих мест проведена в 2010 году?

 
– Пунктом 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ определено, что в случае, если до дня вступления в силу Закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Таким образом, проводить специальную оценку условий труда необходимо было по истечении 5 лет со дня проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, то есть в 2015 году.
 

– Как быть с договором, заключенным с аттестующей организацией на проведение аттестации рабочих мест в 2014 г., учитывая, что аттестация отменена?

 
– Со дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, т.е. с 1 января 2014 года, аттестация рабочих мест по условиям труда больше не проводится. Понятие «аттестация рабочих мест по условиям труда» исключено, в том числе и из Трудового кодекса РФ. Теперь необходимо проводить специальную оценку условий труда. Что же касается заключенного организацией договора на проведение аттестации рабочих мест с аттестующей организацией. Законом № 426-ФЗ предусмотрены Переходные положения.
 
В соответствии со ст. 27 Закона организации, оказывающие услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно.
 
Организации, которые имеют в своем составе испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 году, вправе проводить специальную оценку условий труда до 31 декабря 2014 года включительно. Соответственно, та аттестующая организация, с которой у организации заключен договор на проведение в марте 2014 года аттестации рабочих мест, вправе провести и специальную оценку условий труда.

 

– В связи с принятием Закона № 426-ФЗ отменен или продолжает действовать Порядок проведения аттестации рабочих мест?

 
– Законом № 426-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2014 г., Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» не отменен. Нет информации относительно его отмены и в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”».

 
Вместе с тем, анализ Закона № 426-ФЗ и Закона № 421-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» действовал до дня вступления в силу Федерального закона РФ «О специальной оценке условий труда», то есть до 1 января 2014 года.

 
Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в Трудовой Кодекс РФ Законом № 421-ФЗ, такого понятия как «аттестация рабочих мест по условиям труда» больше нет, есть только – «специальная оценка условий труда».


Стоит также учесть, что Закон № 426-ФЗ обладает высшей юридической силой по отношению к Приказу Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Таким образом, можно сделать вывод о том, что Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 342н, больше не применяется, аттестация рабочих мест – не проводится.

 

– С какой целью был разработан Закон «О специальной оценке условий труда»?

 
– Специальная оценка условий труда была разработана в рамках проведения пенсионной реформы в Российской Федерации. Специальная оценка условий труда предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
 
– Обязательно ли проводить специальную оценку условий труда?

– В соответствии со статьей 212 ТК РФ проводить специальную оценку обязаны все работодатели на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
 
– Как учитываются результаты специальной оценки?

– Они учитываются при уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).


– Почему специальная оценка выгодна работодателю?

– От результатов специальной оценки будет зависеть размер страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу за сотрудников, занятых на вредном и опасном производстве (в Российской Федерации существуют так называемые списки № 1 и № 2; в список № 1 включены работники, занятые на подземных работах и на производстве с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда; в список № 2 – с вредными и тяжелыми условиями труда). С реализацией закона о специальной оценке будет запущен механизм, когда, – «чем хуже условия труда, тем выше тариф отчислений»; «чем они лучше, тем тариф ниже».

Если условия труда безопасные, то дополнительный тариф и вовсе снимается. При этом указанный тариф отчислений за работу во вредных и (или) опасных условиях труда будет постепенно повышаться (в 2015 и 2016 г.). Согласно новым правилам работодателей освободят от уплаты взносов по доптарифам, если в результате оценки рабочих мест вредный и (или) опасный фактор не будет выявлен. Подтвердить безопасные условия труда как раз и призвана специальная оценка.


Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса – оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс) и опасные (4-й класс). Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. В результате специальной оценки можно снизить класс (подкласс) условий труда (тем самым снизив размер взносов по дополнительным тарифам), если, например, доказана эффективность применения средств индивидуальной защиты.

Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных в ходе проведения производственного контроля.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми (класс 2). Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.


*******

Как оценить компетентность эксперта по спецоценке?

 

Дмитрий КАЛИНО, заместитель начальника отдела Департамента условий и охраны труда Минтруда России

 

Ключевые проблемы

  • Какие задачи выполняет эксперт по спецоценке?
  • Каким требованиям должен соответствовать эксперт по спецоценке?
  • Какую аттестацию должен пройти эксперт по спецоценке?
  • Какой документ подтверждает аттестацию эксперта?
  • Какая ответственность грозит некомпетентному эксперту по спецоценке?

 

Какие задачи выполняет эксперт по спецоценке?

         Эксперт в сфере специальной оценки условий труда – это сотрудник, который прошел аттестацию на право заниматься спецоценкой и получил соответствующий сертификат. Он проводит идентификацию потенциально вредных и (или) опасных факторов. В рамках этой процедуры эксперт должен выполнить следующие задачи:

  1. Выявить и описать вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса, а также их источники на рабочем месте. Эксперту нужно учесть:

- производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками;
- результаты ранее проводившихся на рабочих местах исследований и измерений производственных факторов (например, результаты аттестации рабочих мест и производственного контроля)

- случаи производственного травматизма, профессиональных заболеваний на рабочих местах;

- предложения работников по идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов на их рабочих местах

  1. Сопоставить и найти совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, которые предусмотрены Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов1 (далее – Классификатор).
  2. Сделать вывод о необходимости дальнейших исследований и измерений вредных и опасных факторов. Если таковых не обнаружено, или нет совпадения их наименований в Классификаторе, эксперт фиксирует отсутствие вредности на рабочем месте.
  3. Исследовать и измерять вредные и опасные факторы. Этим же будут заниматься испытательная лаборатория или другие работники организации, с которой заключен договор о проведении спецоценки. В некоторых случаях возможно использовать результаты предыдущих измерений, которые проводились, например, в рамках производственного контроля, но не ранее чем за шесть месяцев до спецоценки. Это решение принимает комиссия на основании заключения эксперта по спецоценке.
  4. Установить класс условий труда на рабочем месте в зависимости от того, насколько фактические значения вредных и опасных факторов отклоняются от нормативов с учетом времени их воздействия на работника и эффективности применяемых СИЗ.
  5. Оформить результаты идентификации. По завершении процедуры эксперт готовит отчет, подписывает его и представляет на рассмотрение комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Инструкция по заполнению отчета приведена в Приложении № 4 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

 

         Результаты идентификации вредных и опасных факторов утверждает комиссия по спецоценке.

         Если кто-то из членов комиссии не согласен с результатами, свою позицию он излагает в письменной форме. Такое мотивированное особое мнение прилагается к отчету о проведении СОУТ (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Разногласия по вопросам проведения СОУТ, несогласие работника с ее результатами, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ, рассматривает Роструд и его территориальные органы. Работодатель, работник или профсоюз могут обжаловать результаты СОУТ в судебном порядке (ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

 

Каким требованиям должен соответствовать эксперт по спецоценке?

         Усложненная, по сравнению с аттестацией рабочих мест, процедура специальной оценки условий труда требует от экспертов повышенной компетенции в этой области. Оценивать ее будет Минтруд России, который подготовил проект постановления Правительства РФ о порядке аттестации на получение сертификата эксперта по спецоценке.

Допускать к аттестации будут граждан, которые имеют:

  • высшее образование;
  • дополнительное профессиональное образование, в программе которого предусмотрено изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее 72 часов;
  • опыт практической работы по оценке условий труда не менее трех лет.

         В такой стаж входит, например, работа по проведению производственного контроля и исследований за соблюдением санитарных норм, работа в испытательных лабораториях по подтверждению соответствия (в должности главного метролога, инженера-лаборанта, инженера по метрологии, лаборанта и т. д).

 

Какую аттестацию должен пройти эксперт по спецоценке?

         Минтруд России подготовил проект постановления, которое будет регулировать процедуру аттестации экспертов по спецоценке, и внес его в Правительство РФ. Документ предусматривает следующие этапы аттестации:

  1. Рассмотрение документов и сведений, которые подтверждают, что претендент соответствует описанным выше требованиям.
  2. Проверку знаний претендента – аттестационное испытание.

         Его предполагают проводить бесплатно в форме дистанционного тестирования. Свыше 1000 тестовых вопросов в настоящее время готовятся Минтрудом России с привлечением профессионального сообщества. Вопросы будут размещены на официальном сайте Минтруда России в свободном доступе.

На аттестационном испытании претендент ответит на 40 тестовых вопросов, которые случайно выберет система. 36 правильных ответов и более дадут удовлетворительный результат – претендент будет аттестован на право проведения спецоценки. При неудовлетворительном исходе можно будет пройти повторное тестирование в течение одного календарного месяца, но не более двух попыток.

 

Какой документ подтверждает аттестацию эксперта?

         Если претендент успешно пройдет аттестацию на право проведения специальной оценки условий труда, Минтруд России оформит сертификат эксперта. Его форма утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 32н «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда».

         Чтобы удостовериться в компетенции эксперта по спецоценке, работодатель сможет воспользоваться реестром экспертов, который будет вести Минтруд России. В нем в открытом доступе разместят сведения об эксперте и о сроке действия его сертификата. Если документ аннулируют или приостановят его действие, информацию об этом также занесут в реестр.

         Наличие сертификата дает законное право заниматься специальной оценкой условий труда. Поэтому работодатель вправе потребовать этот документ у организации, в которой работает эксперт, в качестве подтверждения его компетенции2.

 

Какая ответственность грозит некомпетентному эксперту по спецоценке?

         По сравнению со специалистом по аттестации рабочих мест у эксперта по спецоценке не только прибавилось обязанностей, но и увеличилась ответственность. Поэтому к уровню компетенции специалистов, работающих на рынке услуг по оценке условий труда, теперь предъявляют повышенные требования.

 

Административная ответственность

         С 1 января 2015 года вступит в силу ответственность для организаций и специалистов, проводящих специальную оценку условий труда, которая предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях (ст. 14.54 КоАП РФ). За нарушение порядка проведения спецоценки грозит штраф:

  • от 20 000 до 30 000 рублей – для эксперта по спецоценке;
  • от 70 000 до 100 000 рублей – для организации, проводящей спецоценку.

Повторное нарушение обернется уже более суровым наказанием:

  • штрафом от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацией на срок от одного года до трех лет – для эксперта по спецоценке;
  • штрафом от 100 000 до 200 000 рублей или приостановлением деятельности на срок до 90 суток – для организации, проводящей спецоценку.

Аннулирование сертификата эксперта

Минтруд России может аннулировать сертификат эксперта, если:

  • в отношении него назначено административное наказание в виде дисквалификации;
  • установлен факт представления экспертом для прохождения аттестации подложных документов или ложных сведений;
  • выявлен факт разглашения конфиденциальных сведений, полученных экспертом при проведении специальной оценки условий труда.

         Специалист с аннулированным сертификатом сможет пройти повторную аттестацию на эксперта по спецоценке только через три года со дня аннулирования документа.

 

 

1Утвержден приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
2Пункт 1 части 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник публикации: http://www.trudcontrol.ru/press/special-ocenka/14998/kak-ocenit-kompetentnost-eksperta-po-specocenke-mintrud-otvechaet

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы:

1. Сколько действует сертификат эксперта по спецоценке?

Каков срок действия сертификата на право проведения работ по специальной оценке условий труда? Как его продлить?

         Сертификат экспертам по спецоценке планируют выдавать на пять лет. По истечении этого срока эксперту придется заново пройти аттестацию, чтобы получить новый сертификат.

2. Можно ли оценить рабочее место разных врачей как одно?

В организации есть кабинет, в нем на одном рабочем месте работают врачи: гастроэнтеролог, терапевт, эндокринолог, педиатр. Но все делают одно и то же: сидят за одним столом, беседуют с пациентами, осматривают их. Можно ли оформить одну карту спецоценки на это рабочее место?

         На таком рабочем месте можно один раз провести идентификацию вредных и опасных факторов и измерить их при необходимости. Но на каждого врача придется оформить отдельную карту спецоценки, потому что они работают по разным профессиям.

3. Можно ли признать действующими результаты аттестации рабочих мест?

К одному юридическому лицу организации присоединили другое. Сотрудников сначала сократили, а потом приняли по трудовому договору в новую организацию. Старое юридическое лицо ликвидировали, но все рабочие места физически остались прежними, то есть условия труда не поменялись. Возможно ли признать результаты аттестации рабочих мест, проведенной в 2012 году, действующими? Если да, то что для этого нужно сделать?

         Компания, которая вступила с работником в трудовые отношения, представляет самостоятельную сторону этих отношений (работодателя), самостоятельно несет права и обязанности работодателя, в том числе по организации рабочих мест. Фактическое присоединение одной организации к другой и прием сотрудников на рабочие места означают возникновение у этого работодателя новых рабочих мест. Таким образом, необходимо провести внеплановую специальную оценку условий труда в течение шести месяцев, несмотря на то, что присоединенная организация уже проводила ранее аттестацию своих рабочих мест по условиям труда.

Запомните главное

1. Претендовать на звание эксперта по спецоценке может специалист с высшим образованием, который прошел дополнительное профессиональное обучение по вопросам спецоценки в объеме не менее 72 часов. Кроме того, у него должен быть опыт работы по оценке условий труда не менее трех лет.

2. Компетенцию экспертов по спецоценке будет оценивать Минтруд России посредством аттестации.

3. Аттестованный эксперт должен иметь сертификат на право выполнения работ по спецоценке.

4. Проводить спецоценку имеет право эксперт, которого включат в специальный реестр экспертов. Его будет вести Минтруд России, и любой работодатель сможет получить к нему открытый доступ.




 


 

Дата создания материала: 17-10-2017. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Спасибо за вашу помощь!
captcha
Введите код: *