Муниципальное образование
«Эхирит-Булагатский район»
669001, Иркутская область, Эхирит-Булагатский район п.Усть-Ордынский ул.Балтахинова, 20
Версия для слабовидящих

Телефон:
8 (39541)
3-12-70

Телефон: 8 (39541) 3-12-70
Бухгалтерия: 8 (39541) 3-12-70
Факс: 8 (39541) 3-12-70

Главная » Прокуратура » Полномочия

Полномочия

 

Право прокурора на обращение в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ

 

            Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ закреплено право прокурора на обращение в суд для защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

            Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

            При обращении в суд в интересах гражданина прокурор обязан обосновать в исковом заявлении причины невозможности самостоятельного обращения гражданина, представить в подтверждение своих доводов доказательства.

            Так, к числу причин можно отнести, например,  несовершеннолетний возраст лица, чье право нарушено, состояние здоровья, затрудняющее самостоятельное обращение (инвалидность),  подтвержденное соответствующими документами.

            В каждом отдельном случае причины могут быть разными, оценку приведенным прокурором обстоятельствам дает суд.

            Разрешение вопроса о принятии либо об отказе в принятии искового заявления входит в компетенцию судьи.

            Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

            При этом, в силу ч. 2 ст. 45, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, в том числе обязанность по доказыванию тех обстоятельств, на которые он ссылается как на основания своих требований.

           

«Предъявление иска прокурором в уголовном процессе»

 

Согласно ч. 1 ст. 44 УПК РФ гражданским истцом в уголовном судопроизводстве является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.

Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

Прокурор наделен в соответствии с ч. 3 ст. 44 УПК РФ правом предъявить гражданский иск в уголовном судопроизводстве в защиту интересов 1) несовершеннолетних, 2) лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, 3) лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, 4) в интересах государства.

 

«Полномочия прокурора в административном судопроизводстве в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

            К категориям административных дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, относятся дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

            Полномочия прокурора в административном судопроизводстве закреплены в статье 39 КАС РФ.

            Так, согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

            Частью 4 ст. 39 КАС РФ введена обязанность прокурора по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

            В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

            В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

            Прокурор наделен правом принесения представления на решения и указанные в КАС РФ определения суда в порядке и в сроки, установленные законодательством об административном судопроизводстве.

 

«Как правильно подготовить заявление в прокуратуру»

           

            Рассмотрение обращений и прием граждан в органах прокуратуры осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45 «Об утверждении и введение в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».

            Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

            Обращения могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными, и коллективными, поданными в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования.

            Несмотря на то, что форма обращения в прокуратуру свободная, необходимо придерживаться некоторых правил и предоставить определенную информацию. Так, обращение должно содержать:

•          наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность,

•          а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, контактный номер телефона, изложение существа вопроса, личную подпись заявителя и дату.

            В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

            Обращение, подготовленное в форме электронного документа, обязательно должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ (уведомление) должен быть направлен в письменной форме, контактный номер телефона.

            В обращении должны быть исключены оскорбления, угрозы или грубые требования, а также прямое вмешательство в компетенцию органов прокуратуры.

            Кроме того, в обращении необходимо сформулировать четкие требования и пожелания заявителя – что конкретно хочет заявитель, какие пути решения данной проблемы видит, желательно описать ожидаемые результаты в ходе рассмотрения данного обращения. Если есть возможность, то указываются нормативные акты и законы, которые нарушены.

 

«Порядок работы с обращениями граждан в прокуратуре»

           

            В соответствии с требованиями Инструкции «О порядке рассмотрения и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации», утвержденной  приказом Генерального прокурора РФ № 45 от 30.01.2013, обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры.

            Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений:

            - о принятии к разрешению;

            - об оставлении без разрешения;

            - о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

            - о направлении в другие органы;

            - о прекращении рассмотрения обращения;

            - о приобщении к ранее поступившему обращению;

            - о возврате заявителю.

            Обращение, поступившее в форме электронного документа, в обязательном порядке должно содержать фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты.

            Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в 7-дневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

            Не подлежат разрешению обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры.

            В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в иные государственные органы. Об этом в 7-дневный срок сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению.

            Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему правом обращения с жалобой.

            Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов.

Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

            Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – в течении 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

 

«Понятие, задачи и основные направления деятельности прокуратуры»

    

Прокуратура Российской Федерации - единая централизованная система органов, которые осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также выполняют иные функции, установленные федеральными законами (ч. 1 ст. 1 Федерального закона о прокуратуре РФ").

Осуществление прокурорского надзора - основополагающая функция прокуратуры.

Прокурорский надзор - деятельность прокуратуры по проверке соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Задача прокурорского надзора состоит в том, чтобы выявить незаконные акты, издаваемые перечисленными субъектами надзора, установить нарушителей закона, принять меры для устранения нарушений и обстоятельств, способствовавших его совершению.

Прокурорский надзор осуществляется по направлениям:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

-   надзор за исполнением законов судебными приставами;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Полномочия прокуратуры для реализации надзорных функций:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

Акты прокурорского надзора прокурор использует для реагирования на выявленные нарушения.

Протест на противоречащий закону правовой акт, в случае установления факта нарушения закона, прокурор или его заместитель приносит в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.

Прокурор также вправе обратиться в суд с заявлением о признании таких актов недействительными.

Представление - акт прокурорского реагирования с требованием об устранении нарушений закона, который вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении выносится в случаях установления обстоятельств его совершения и передается на рассмотрение уполномоченного на то органа или должностного лица.

Предостережение о недопустимости нарушения закона выносится в письменной форме прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях и направляется должностным лицам, а при наличии в таких деяниях сведений, содержащих признаки экстремистской деятельности, - руководителям соответствующих общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

Наряду с прокурорским надзором прокуратура осуществляет и другие виды деятельности.

В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации прокурор участвует в рассмотрении дел судами, в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд апелляционное или кассационное представление на незаконные или необоснованные решения, приговоры, определения или постановления суда и принимает участие в их рассмотрении в судебном заседании.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Государственный обвинитель вправе в порядке и по основаниям, которые установлены уголовно-процессуальным законом, отказаться от осуществления уголовного преследования.

В целях повышения эффективности борьбы с преступностью и противодействия коррупции Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов, районов и другие территориальные прокуроры, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры осуществляют координацию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета РФ и других правоохранительных органов, а также реализуют иные полномочия, установленные федеральными законами

Прокуратура в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Прокуратура участвует в правотворческой деятельности. При установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов прокуратура вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

 

Право прокурора на обращение в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ

 

            Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ закреплено право прокурора на обращение в суд для защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

            Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

            При обращении в суд в интересах гражданина прокурор обязан обосновать в исковом заявлении причины невозможности самостоятельного обращения гражданина, представить в подтверждение своих доводов доказательства.

            Так, к числу причин можно отнести, например,  несовершеннолетний возраст лица, чье право нарушено, состояние здоровья, затрудняющее самостоятельное обращение (инвалидность),  подтвержденное соответствующими документами.

            В каждом отдельном случае причины могут быть разными, оценку приведенным прокурором обстоятельствам дает суд.

            Разрешение вопроса о принятии либо об отказе в принятии искового заявления входит в компетенцию судьи.

            Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

            При этом, в силу ч. 2 ст. 45, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, в том числе обязанность по доказыванию тех обстоятельств, на которые он ссылается как на основания своих требований.

           

«Предъявление иска прокурором в уголовном процессе»

 

Согласно ч. 1 ст. 44 УПК РФ гражданским истцом в уголовном судопроизводстве является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.

Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

Прокурор наделен в соответствии с ч. 3 ст. 44 УПК РФ правом предъявить гражданский иск в уголовном судопроизводстве в защиту интересов 1) несовершеннолетних, 2) лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, 3) лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, 4) в интересах государства.

 


«Полномочия прокурора в административном судопроизводстве в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

 

            К категориям административных дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, относятся дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

            Полномочия прокурора в административном судопроизводстве закреплены в статье 39 КАС РФ.

            Так, согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

            Частью 4 ст. 39 КАС РФ введена обязанность прокурора по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

            В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

            В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

            Прокурор наделен правом принесения представления на решения и указанные в КАС РФ определения суда в порядке и в сроки, установленные законодательством об административном судопроизводстве.


«Как правильно подготовить заявление в прокуратуру»

 

            Рассмотрение обращений и прием граждан в органах прокуратуры осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45 «Об утверждении и введение в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».

            Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

            Обращения могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными, и коллективными, поданными в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования.

            Несмотря на то, что форма обращения в прокуратуру свободная, необходимо придерживаться некоторых правил и предоставить определенную информацию. Так, обращение должно содержать:

•          наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность,

•          а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, контактный номер телефона, изложение существа вопроса, личную подпись заявителя и дату.

            В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

            Обращение, подготовленное в форме электронного документа, обязательно должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ (уведомление) должен быть направлен в письменной форме, контактный номер телефона.

            В обращении должны быть исключены оскорбления, угрозы или грубые требования, а также прямое вмешательство в компетенцию органов прокуратуры.

            Кроме того, в обращении необходимо сформулировать четкие требования и пожелания заявителя – что конкретно хочет заявитель, какие пути решения данной проблемы видит, желательно описать ожидаемые результаты в ходе рассмотрения данного обращения. Если есть возможность, то указываются нормативные акты и законы, которые нарушены.

 

«Порядок работы с обращениями граждан в прокуратуре»

            В соответствии с требованиями Инструкции «О порядке рассмотрения и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации», утвержденной  приказом Генерального прокурора РФ № 45 от 30.01.2013, обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры.

            Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений:

            - о принятии к разрешению;

            - об оставлении без разрешения;

            - о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

            - о направлении в другие органы;

            - о прекращении рассмотрения обращения;

            - о приобщении к ранее поступившему обращению;

            - о возврате заявителю.

            Обращение, поступившее в форме электронного документа, в обязательном порядке должно содержать фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты.

            Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в 7-дневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

            Не подлежат разрешению обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры.

            В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в иные государственные органы. Об этом в 7-дневный срок сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению.

            Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему правом обращения с жалобой.

            Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов.

Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

            Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – в течении 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.


«Понятие, задачи и основные направления деятельности прокуратуры»

Прокуратура Российской Федерации - единая централизованная система органов, которые осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также выполняют иные функции, установленные федеральными законами (ч. 1 ст. 1 Федерального закона о прокуратуре РФ").

Осуществление прокурорского надзора - основополагающая функция прокуратуры.

Прокурорский надзор - деятельность прокуратуры по проверке соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Задача прокурорского надзора состоит в том, чтобы выявить незаконные акты, издаваемые перечисленными субъектами надзора, установить нарушителей закона, принять меры для устранения нарушений и обстоятельств, способствовавших его совершению.

Прокурорский надзор осуществляется по направлениям:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

-   надзор за исполнением законов судебными приставами;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Полномочия прокуратуры для реализации надзорных функций:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

Акты прокурорского надзора прокурор использует для реагирования на выявленные нарушения.

Протест на противоречащий закону правовой акт, в случае установления факта нарушения закона, прокурор или его заместитель приносит в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.

Прокурор также вправе обратиться в суд с заявлением о признании таких актов недействительными.

Представление - акт прокурорского реагирования с требованием об устранении нарушений закона, который вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении выносится в случаях установления обстоятельств его совершения и передается на рассмотрение уполномоченного на то органа или должностного лица.

Предостережение о недопустимости нарушения закона выносится в письменной форме прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях и направляется должностным лицам, а при наличии в таких деяниях сведений, содержащих признаки экстремистской деятельности, - руководителям соответствующих общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

Наряду с прокурорским надзором прокуратура осуществляет и другие виды деятельности.

В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации прокурор участвует в рассмотрении дел судами, в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд апелляционное или кассационное представление на незаконные или необоснованные решения, приговоры, определения или постановления суда и принимает участие в их рассмотрении в судебном заседании.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Государственный обвинитель вправе в порядке и по основаниям, которые установлены уголовно-процессуальным законом, отказаться от осуществления уголовного преследования.

В целях повышения эффективности борьбы с преступностью и противодействия коррупции Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов, районов и другие территориальные прокуроры, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры осуществляют координацию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета РФ и других правоохранительных органов, а также реализуют иные полномочия, установленные федеральными законами

Прокуратура в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Прокуратура участвует в правотворческой деятельности. При установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов прокуратура вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

 

Право прокурора на обращение в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ

 

            Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ закреплено право прокурора на обращение в суд для защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

            Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

            При обращении в суд в интересах гражданина прокурор обязан обосновать в исковом заявлении причины невозможности самостоятельного обращения гражданина, представить в подтверждение своих доводов доказательства.

            Так, к числу причин можно отнести, например,  несовершеннолетний возраст лица, чье право нарушено, состояние здоровья, затрудняющее самостоятельное обращение (инвалидность),  подтвержденное соответствующими документами.

            В каждом отдельном случае причины могут быть разными, оценку приведенным прокурором обстоятельствам дает суд.

            Разрешение вопроса о принятии либо об отказе в принятии искового заявления входит в компетенцию судьи.

            Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

            При этом, в силу ч. 2 ст. 45, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, в том числе обязанность по доказыванию тех обстоятельств, на которые он ссылается как на основания своих требований.

           

«Предъявление иска прокурором в уголовном процессе»

Согласно ч. 1 ст. 44 УПК РФ гражданским истцом в уголовном судопроизводстве является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.

Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

Прокурор наделен в соответствии с ч. 3 ст. 44 УПК РФ правом предъявить гражданский иск в уголовном судопроизводстве в защиту интересов 1) несовершеннолетних, 2) лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, 3) лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, 4) в интересах государства.

 

«Полномочия прокурора в административном судопроизводстве в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

            К категориям административных дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, относятся дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

            Полномочия прокурора в административном судопроизводстве закреплены в статье 39 КАС РФ.

            Так, согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

            Частью 4 ст. 39 КАС РФ введена обязанность прокурора по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

            В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

            В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

            Прокурор наделен правом принесения представления на решения и указанные в КАС РФ определения суда в порядке и в сроки, установленные законодательством об административном судопроизводстве.


«Как правильно подготовить заявление в прокуратуру»

            Рассмотрение обращений и прием граждан в органах прокуратуры осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45 «Об утверждении и введение в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».

            Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

            Обращения могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными, и коллективными, поданными в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования.

            Несмотря на то, что форма обращения в прокуратуру свободная, необходимо придерживаться некоторых правил и предоставить определенную информацию. Так, обращение должно содержать:

•          наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность,

•          а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, контактный номер телефона, изложение существа вопроса, личную подпись заявителя и дату.

            В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

            Обращение, подготовленное в форме электронного документа, обязательно должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ (уведомление) должен быть направлен в письменной форме, контактный номер телефона.

            В обращении должны быть исключены оскорбления, угрозы или грубые требования, а также прямое вмешательство в компетенцию органов прокуратуры.

            Кроме того, в обращении необходимо сформулировать четкие требования и пожелания заявителя – что конкретно хочет заявитель, какие пути решения данной проблемы видит, желательно описать ожидаемые результаты в ходе рассмотрения данного обращения. Если есть возможность, то указываются нормативные акты и законы, которые нарушены.

«Порядок работы с обращениями граждан в прокуратуре»

            В соответствии с требованиями Инструкции «О порядке рассмотрения и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации», утвержденной  приказом Генерального прокурора РФ № 45 от 30.01.2013, обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры.

            Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений:

            - о принятии к разрешению;

            - об оставлении без разрешения;

            - о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

            - о направлении в другие органы;

            - о прекращении рассмотрения обращения;

            - о приобщении к ранее поступившему обращению;

            - о возврате заявителю.

            Обращение, поступившее в форме электронного документа, в обязательном порядке должно содержать фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты.

            Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в 7-дневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

            Не подлежат разрешению обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры.

            В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в иные государственные органы. Об этом в 7-дневный срок сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению.

            Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему правом обращения с жалобой.

            Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов.

Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

            Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – в течении 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

 

Понятие, задачи и основные направления деятельности прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации - единая централизованная система органов, которые осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также выполняют иные функции, установленные федеральными законами (ч. 1 ст. 1 Федерального закона о прокуратуре РФ").

Осуществление прокурорского надзора - основополагающая функция прокуратуры.

Прокурорский надзор - деятельность прокуратуры по проверке соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Задача прокурорского надзора состоит в том, чтобы выявить незаконные акты, издаваемые перечисленными субъектами надзора, установить нарушителей закона, принять меры для устранения нарушений и обстоятельств, способствовавших его совершению.

Прокурорский надзор осуществляется по направлениям:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

-   надзор за исполнением законов судебными приставами;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Полномочия прокуратуры для реализации надзорных функций:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

Акты прокурорского надзора прокурор использует для реагирования на выявленные нарушения.

Протест на противоречащий закону правовой акт, в случае установления факта нарушения закона, прокурор или его заместитель приносит в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.

Прокурор также вправе обратиться в суд с заявлением о признании таких актов недействительными.

Представление - акт прокурорского реагирования с требованием об устранении нарушений закона, который вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении выносится в случаях установления обстоятельств его совершения и передается на рассмотрение уполномоченного на то органа или должностного лица.

Предостережение о недопустимости нарушения закона выносится в письменной форме прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях и направляется должностным лицам, а при наличии в таких деяниях сведений, содержащих признаки экстремистской деятельности, - руководителям соответствующих общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

Наряду с прокурорским надзором прокуратура осуществляет и другие виды деятельности.

В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации прокурор участвует в рассмотрении дел судами, в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд апелляционное или кассационное представление на незаконные или необоснованные решения, приговоры, определения или постановления суда и принимает участие в их рассмотрении в судебном заседании.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Государственный обвинитель вправе в порядке и по основаниям, которые установлены уголовно-процессуальным законом, отказаться от осуществления уголовного преследования.

В целях повышения эффективности борьбы с преступностью и противодействия коррупции Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов, районов и другие территориальные прокуроры, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры осуществляют координацию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета РФ и других правоохранительных органов, а также реализуют иные полномочия, установленные федеральными законами

Прокуратура в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Прокуратура участвует в правотворческой деятельности. При установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов прокуратура вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

 

Дата создания материала: 21-11-2016. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Спасибо за вашу помощь!
captcha
Введите код: *